Программа обучения «Детская эндокринология» представляет собой курс повышения квалификации высшего медицинского персонала, который позволит освоить специальность детского эндокринологаа и получить необходимые знания, как то:
Осмотр, диагностика, терапия и ранее выявление пациентов с эндокринными заболеваниями;
Направление пациентов с эндокринными заболеваниями на стационарное лечение;
Неотложная помощь пациентам с эндокринными заболеваниями;
Реализация на практике современных методов обследования, лечения и предупреждения эндокринных заболеваний;
Контроль качества и объема эндокринологической помощи населению и создание мер по ее улучшению.
Повышение квалификации по направлению «Детская эндокринология» рассчитана на медицинских специалистов, имеющих диплом по одной из основных специальностей («Лечебное дело», «Педиатрия») и окончивших профильную ординатуру, желающих актуализировать имеющиеся знания перед очередной аккредитацией и продолжить профильную деятельность — возрастную эндокринологию.
Главной основной задачей курса повышения квалификации специалиста по программе «Детская эндокринология» является получение квалифицированного детского врача-эндокринолога, обладающего необходимой для эффективной работы системой знаний и профессиональных компетенций и готового к ведению самостоятельной и независимой профессиональной деятельности в обозначенном качестве.
Курс повышения квалификации разработан на базе действующего законодательства, регулирующего как профессиональные обязанности, так и ответственность детского врача-эндокринолога. В разработке учебного плана принимали участие ведущие специалисты: преподаватели высших учебных заведений медицинского профиля, практикующие детские эндокринологи.
Самостоятельное изучение теоретической части проводится с использованием современных дистанционных технологий. Слушателям предоставляется доступ к порталу с необходимой методической литературой, обучающим медиа-контентом и интерактивными сервисами, позволяющими проверить насколько качественно усвоены знания.
Если курс предусматривает практическую часть, отработка навыков проводится на базе ведущих медицинских учреждений под руководством компетентных специалистов в выбранной области.
По завершении повышения квалификации, специалист в области детской эндокринологии должен знать:
Клинические симптомы заболеваний;
Протоколы лечения;
Алгоритм осмотра детей с эндокринными заболеваниями;
Актуальные диагностические методы;
Специфические особенности течения заболеваний у детей;
Методики экстренной помощи при заболеваниях эндокринной системы.
Навыки, которыми должен обладать детский эндокринолог:
Своевременная постановка диагноза;
Назначение медикаментозного и не медикаментозного лечения;
Оценка эффективности проводимой терапии;
Назначение необходимого рациона для пациентов;
Проводить профилактику осложнений;
Проводить медицинскую экспертизу;
Врач, выбравший своей специализацией детскую эндокринологию, может выбрать как работу по полученной специальности, так и продолжить профессиональное развитие и возглавить эндокринологическое (или педиатрическое) отделение или профильную клинику, стать главным врачом.
Кроме того, специалист может заняться научной или преподавательской деятельностью, способствуя развитию детской эндокринологии.
Слушатели, успешно завершившие обучение и прошедшие итоговую аттестацию, получают удостоверение установленного образца о повышении квалификации по программе «Детская эндокринология».
Удостоверение выдается на основании Лицензии на право ведения образовательной деятельности от 18.11.2021 № 1095Л, выданной Департаментом образования города Москвы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля |
|
Лекции |
Самост. раб. |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ МОДУЛЬ № 1. «АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ» |
||||
МОДУЛЬ № 1 «ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ» |
10 |
8 |
2 |
|
1.1. Гипофиз |
|
|
|
|
1.2. Щитовидная железа |
|
|
|
|
1.3. Паращитовидные (околощитовидные) железы |
|
|
|
|
1.4. Эпифиз |
|
|
|
|
1.5. Тимус |
|
|
|
|
1.6. Поджелудочная железа |
|
|
|
|
1.7. Надпочечники |
|
|
|
|
1.8. Половые железы |
|
|
|
|
ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ МОДУЛЬ № 2. «СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ
ПЕРИНАТАЛЬНОЙ И НЕОНАТАЛЬНОЙ ЭНДОКРИНОЛОГИИ»
|
||||
МОДУЛЬ № 2 «ВВЕДЕНИЕ В ПЕРИ - И НЕОНАТАЛЬНУЮ ЭНДОКРИНОЛОГИЮ» |
16 |
12 |
4 |
|
2.1. Функциональные особенности эндокринной системы плода и
новорожденного |
|
|
|
|
2.2. Гормональное обеспечение ранней неонатальной адаптации |
|
|
|
|
2.3. Врожденные и перинатальные заболевания щитовидной железы |
|
|
|
|
2.4. Врожденные и перинатальные заболевания паращитовидных желез |
|
|
|
|
2.5. Неонатальный сахарный диабет |
|
|
|
|
2.6. Гиперинсулинизм |
|
|
|
|
2.7. Врожденные и перинатальные болезни надпочечников |
|
|
|
|
2.8. Принципы заместительной терапии надпочечниковой недостаточности |
|
|
|
|
2.9. Синдром новорожденного от матери с сахарным диабетом |
|
|
|
|
ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ МОДУЛЬ № 3. «МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ В ЭНДОКРИНОЛОГИИ» |
||||
МОДУЛЬ № 3. «КЛИНИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ» |
12 |
10 |
2 |
|
3.1. Сбор жалоб, анамнеза, осмотр тела |
|
|
|
|
3.2. Пальпация щитовидной железы |
|
|
|
|
3.3. Осмотр и пальпация молочных желез |
|
|
|
|
3.4. Измерение роста и его оценка |
|
|
|
|
3.5. Оценка полового развития |
|
|
|
|
3.6. Оценка степени гирсутизма |
|
|
|
|
3.7. Обследование при полинейропатии нижних конечностей |
|
|
|
|
МОДУЛЬ № 4. «ЛАБОРАТОРНЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ» |
14 |
10 |
4 |
|
4.1.Биохимический анализ крови и мочи |
|
|
|
|
4.2. Гормональный анализ крови и мочи |
|
|
|
|
4.3. Иммунологический анализ крови |
|
|
|
|
4.4. Диагностические пробы |
|
|
|
|
МОДУЛЬ № 5 «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ |
14 |
10 |
4 |
|
5.1.Компьютерная томография надпочечников |
|
|
|
|
5.2. Магнитно-резонансная томография гипофиза |
|
|
|
|
5.3. Магнитно-резонансная томография надпочечников |
|
|
|
|
5.4. Рентгенография турецкого седла |
|
|
|
|
5.5. Рентгенография позвоночника |
|
|
|
|
5.6. Сцинтиграфия всего тела |
|
|
|
|
5.7. Сцинтиграфия околощитовидных желез |
|
|
|
|
5.8. Сцинтиграфия щитовидной железы |
|
|
|
|
5.9. Тонкоигольная аспирационная биопсия щитовидной железы |
|
|
|
|
5.10.Ультразвуковое исследование околощитовидных желез |
|
|
|
|
5.11. Ультразвуковое исследование щитовидной железы |
|
|
|
|
ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ МОДУЛЬ № 4. «БИОРИТМЫ ГОРМОНОВ» |
||||
МОДУЛЬ № 6 «ВВЕДЕНИЕ В БИОРИТМЫ |
8 |
6 |
2 |
|
6.1. Природа биоритмов |
|
|
|
|
6.2. Нейроэндокринная система и биоритмы |
|
|
|
|
МОДУЛЬ № 7. «ЦИРКАДИАННЫЕ РИТМЫ В ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЕ» |
10 |
8 |
2 |
|
7.1. Становление гипоталамо-гипофизарного комплекса |
|
|
|
|
7.2. Гипофиз-надпочечники |
|
|
|
|
7.3. Половая система |
|
|
|
|
7.4. Соматотропный гормон. Соматомедины |
|
|
|
|
7.5. Тиреотропный гормон - тиреоидные гормоны |
|
|
|
|
7.6. Инсулин. Глюкоза. С-пептид |
|
|
|
|
7.7. Рениновая активность плазмы. Альдостерон. Вазопрессин (антидиуретический гормон) - окситоцин |
|
|
|
|
7.8. Мелатонин |
|
|
|
|
7.9. Паратгормон. Кальцитонин |
|
|
|
|
ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ МОДУЛЬ № 5. «ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ЭНДОКРИННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ» |
||||
МОДУЛЬ № 8. «ЭНДОКРИННЫЕ РАССТРОЙСТВА У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ» |
20 |
16 |
4 |
|
8.1. Диагностика и лечение сахарного диабета типа 1 у детей и подростков |
|
|
|
|
8.2. Ведение детей и подростков при развитии диабетического кетоацидоза и диабетической комы при сахарном диабете |
|
|
|
|
8.3. Диагностика и лечение моногенных форм сахарного диабета у детей и подростков |
|
|
|
|
8.4. Диагностика и лечение сахарного диабета типа 2 у детей и подростков |
|
|
|
|
8.5. Ведение детей и подростков с врожденным гиперинсулинизмом |
|
|
|
|
8.6. Диагностика и лечение несахарного диабета у детей и подростков |
|
|
|
|
8.7. Диагностика и лечение ожирения у детей и подростков |
|
|
|
|
8.8.Диагностика и лечение врожденного гипотиреоза у детей |
|
|
|
|
8.9. Диагностика и лечение болезни Грейвса у детей и подростков |
|
|
|
|
8.10. Ведение детей и подростков с гипопаратиреозом |
|
|
|
|
8.11. Диагностика и лечение гипогонадизма у детей и подростков |
|
|
|
|
8.12. Ведение пациентов с преждевременным половым развитием |
|
|
|
|
8.13. Ведение детей и подростков с первичной хронической надпочечниковой недостаточностью |
|
|
|
|
8.14. Ведение пациентов с врожденной дисфункцией коры надпочечников в детском возрасте |
|
|
|
|
8.15. Диагностика и лечение гипопитуитаризма у детей и подростков |
|
|
|
|
8.16. Ведение пациенток с синдромом Шерешевского - Тернера |
|
|
|
|
8.17. Диагностика и лечение идиопатической низкорослости у детей и подростков |
|
|
|
|
МОДУЛЬ № 9. «РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИЮ И ПРОФИЛАКТИКИ ОЖИРЕНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ» |
14 |
10 |
4 |
|
9.1. Эпидемиология избыточной массы тела и ожирения у детей и подростков |
|
|
|
|
9.2. Последствия детского и подросткового ожирения |
|
|
|
|
9.3. Характеристика и основные принципы питания детского раннего возраста |
|
|
|
|
9.4. Принципы лечения |
|
|
|
|
9.5. Школа правильного питания как профилактика ожирения |
|
|
|
|
ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ МОДУЛЬ № 6. «ЛЕЧЕНИЕ ЭНДОКРИННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ» |
||||
МОДУЛЬ № 10. «ФАРМАКОТЕРАПИЯ» |
14 |
10 |
4 |
|
10.1. Сахароснижающие препараты |
|
|
|
|
10.2. Препараты для лечения заболеваний щитовидной железы |
|
|
|
|
10.3. Препараты для лечения нейроэндокринных заболеваний |
|
|
|
|
10.4. Препараты половых гормонов |
|
|
|
|
10.5. Препараты, влияющие на фосфорно-кальциевый обмен |
|
|
|
|
10.6. Препараты, снижающие массу тела |
|
|
|
|
МОДУЛЬ № 11. «ДРУГИЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ ЭНДОКРИННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ» |
14 |
10 |
4 |
|
11.1. Немедикаментозное лечение |
|
|
|
|
11.2. Лучевые методы лечения |
|
|
|
|
11.3. Хирургические методы лечения |
|
|
|
|
11.4. Программный гемодиализ |
|
|
|
|
11.5. Лазерная коагуляция сетчатки |
|
|
|
|
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ |
4 |
|
4 |
|
ВСЕГО ЧАСОВ |
150 |
110 |
40 |
|
Обучение по направлению «Детская эндокринология» позволяет в кратчайшие сроки получить диплом о повышение квалификации. Для отдельных направлений и специальностей предусмотрена выдача дополнительных документов, если это предусмотрено действующими нормативами: сертификаты, книжки и т.д.
Внимание! Принимаются лица от 18 лет. Перечень документов для поступления иностранных граждан уточняйте у сотрудников отдела по организации приема по телефону или через форму обратной связи.