Учебная программа «Наркология» представляет собой курс повышения квалификации для среднего медицинского персонала, который позволяет не только получить необходимую специализацию, но и дает возможность актуализировать и расширить имеющиеся знания. В ходе профессиональной деятельности, медработник данной специальности должен:
Помогать врачу в процессе приема пациентов;
Выполнять назначения врача;
Контролировать своевременность визитов пациентов к врачу;
Принимать меры по вызову тех, кто не явился на прием в назначенный срок;
Участвовать в оформлении и регистрации медицинских карт;
Курс повышения квалификации по направлению «Наркология» рассчитан на медицинских специалистов, имеющих диплом средне-профессионального учебного заведения по одной из основных специальностей («Сестринское дело», «Лечебное дело» ), планирующих обновить и расширить имеющиеся знания и навыки в области наркологии
К основным целям повышения квалификации по направлению «Наркология» относят получение слушателями глубоких знаний теории, овладение новыми навыками на практике, обеспечивающими совершенствование имеющихся компетенций, касательно диагностики и лечения пациентов с диагностированными зависимостями от наркотических веществ, приведшими к устойчивым нарушениям психики.
Программа повышения квалификации медсестер в наркологии реализуется с применением дистанционных технологий и включает материалы, содержащие основные принципы работы в качестве ассистента психиатра-нарколога. Учебный курс составлен на основе лекционных занятий и семинаров, позволяющих слушателям овладеть основами знаний в сфере профилактики, диагностики и лечения алкогольной и наркотической зависимости, осуществления современных программ реабилитации.
Также вниманию наркологических медсестер и фельдшеров предлагается программа овладения практическими навыками работы с использованием лекарственных средств для детоксикации и специфических методов воздействия, а также ухода за пациентами в ходе детоксикации и реабилитации. За время обучения слушатели получают актуальные знания, что дает уверенность выпускникам в способности разрешить профессиональные задачи любой сложности.
По прохождении итоговой аттестации выдается удостоверение установленного образца.По окончании обучения, специалист среднего звена в области наркологии должен знать:
Законодательные акты РФ о наркотических средствах, психотропных веществах;
Основные положения сестринского дела;
Правила лечебно-диагностического процесса, профилактики заболеваний, пропаганды здорового образа жизни;
Требования к использованию медицинских инструментов и оборудования;
Статистические показатели, характеризующие состояние здоровья населения и деятельность медицинских организаций.
Специалист среднего звена в области наркологии также должен уметь:
Готовить пациентов к лабораторным исследованиям;
Осуществлять капельные вливания и инъекции при необходимости;
Проводить процедуры, назначенные врачом;
Оформлять необходимую документацию на специальные препараты;
Следить за показаниями оборудования в местах хранения наркотических препаратов;
Слушатели, успешно завершившие обучение и прошедшие итоговую аттестацию, получают удостоверение установленного образца о повышении квалификации по программе «Наркология (СМП)».
Удостоверение выдается на основании Лицензии на право ведения образовательной деятельности от 18.11.2021 № 1095Л, выданной Департаментом образования города Москвы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля |
|
Лекции |
Самост. раб. |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ МОДУЛЬ № 1. «ФИЗИОЛОГИЯ И БИОХИМИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ» |
||||
МОДУЛЬ № 1. «ФИЗИОЛОГИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ» |
11 |
8 |
3 |
|
1.1. Основы физиологии клетки |
|
|
|
|
1.2. Функции и структура ЦНС |
|
|
|
|
1.3. Основы нейронной теории |
|
|
|
|
1.4. Мембранные механизмы возникновения и проведения электрических сигналов |
|
|
|
|
1.5. Механизм передачи информации в синапсах |
|
|
|
|
1.6. Нейромедиаторы |
|
|
|
|
1.7. Рефлексы |
|
|
|
|
1.8. Эффекторы |
|
|
|
|
1.9. Функциональная специализация коры больших полушарий мозга |
|
|
|
|
1.10. Двигательная функция ЦНС |
|
|
|
|
1.11. Вегетативная функция ЦНС |
|
|
|
|
1.12. Механизм регуляции поведения |
|
|
|
|
1.12.1. Кибернетические принципы гомеостатического регулирования |
|
|
|
|
1.12.2. Гипоталамус – важнейшая мотивационная структура мозга |
|
|
|
|
1.12.3. Лимбическая система мозга |
|
|
|
|
1.12.4. Роль мезолимбической системы в формировании мотиваций |
|
|
|
|
1.12.5. Физиологические механизмы боли |
|
|
|
|
1.12.6. Роль миндалин в образовании мотиваций |
|
|
|
|
1.12.7. Гомеостатическое и поведенческое регулирование температуры тела |
|
|
|
|
1.12.8. Механизмы регуляции пищевого поведения |
|
|
|
|
1.12.9. Питьевое поведение |
|
|
|
|
1.12.10. Половое поведение |
|
|
|
|
МОДУЛЬ № 2. «БИОХИМИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ» |
10 |
7 |
3 |
|
2.1. Характеристика метаболизма и химического состава мозга |
|
|
|
|
2.2. Особенности метаболизма в мозге |
|
|
|
|
2.3. Основные функции нейронов |
|
|
|
|
2.4. Биохимические механизмы памяти |
|
|
|
|
2.5. Особенности метаболизма мозга при гипоксии |
|
|
|
|
2.6. Понятие о гематоэнцефалическом барьере. |
|
|
|
|
МОДУЛЬ №3. « ОСНОВЫ НЕЙРОЭНДОКРИННОЙ РЕГУЛЯЦИИ ФУНКЦИЙ» |
12 |
8 |
4 |
|
3.1. Происхождение, секреция, транспорт и действие гормонов |
|
|
|
|
3.2. Регуляция образования гормонов |
|
|
|
|
3.3. Роль гипоталамуса в регуляции образования гормонов передней доли гипофиза (гипоталамо-аденогипофизарная система) |
|
|
|
|
3.4. Физиологическая роль гормонов аденогипофиза |
|
|
|
|
3.5. Гипоталамус и гормоны нейрогипофиза |
|
|
|
|
3.6. Гормоны мозгового вещества надпочечников и симпатоадреналовая реакция |
|
|
|
|
3.7. Гормоны коры надпочечников |
|
|
|
|
3.8. Гормоны щитовидной железы |
|
|
|
|
3.9. Гормоны поджелудочной железы |
|
|
|
|
3.10. Половые гормоны |
|
|
|
|
3.11. Стресс |
|
|
|
|
ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ МОДУЛЬ № 2. «ИЗБРАННЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ ПСИХИАТРИИ» |
||||
МОДУЛЬ № 4. «ВВЕДЕНИЕ В ПСИХИАТРИЮ» |
11 |
8 |
3 |
|
4.1. История психиатрии |
|
|
|
|
4.2.Стили психиатрической беседы |
|
|
|
|
4.3. Психическое состояние. | ||||
4.4.Интерпретации психического состояния. | ||||
4.5.Соматическое, неврологическое, функциональные и биохимические методы исследования. | ||||
МОДУЛЬ № 5. «ОБЩАЯ ПСИХИАТРИЯ» | 11 | 8 | 3 | |
5.1. Расстройства сознания. | ||||
5.2. Расстройства личности. | ||||
5.3. Расстройства мышления. | ||||
5.4. Расстройства восприятия и воображения. | ||||
5.5. Расстройства памяти и внимания. | ||||
5.6. Расстройства интеллекта. | ||||
5.7. Расстройства эмоций и аффекта. | ||||
5.8.Двигательные и волевые расстройства. | ||||
МОДУЛЬ № 6. «ЛЕЧЕНИЕ, РЕАБИЛИТАЦИЯ И ОСНОВЫ ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ» | 9 | 6 | 3 | |
6.1. Биологическая терапия психических расстройств. | ||||
6.2. Психотерапия и социотерапия. | ||||
6.3. Реабилитация. | ||||
6.4. Основы психопрофилактики | ||||
ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ МОДУЛЬ № 3. «ВОПРОСЫ ЧАСТНОЙ ПСИХИАТРИИ» | ||||
МОДУЛЬ № 7. «ЧАСТНАЯ ПСИХИАТРИЯ» | 12 | 8 | 4 | |
7.1.Органические, в том числе симптоматические психические расстройства. | ||||
7.2. Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ. | ||||
7.3. Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства. | ||||
7.4. Аффективные расстройства настроения. | ||||
7.5. Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства. | ||||
7.6. Поведенческие, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами. | ||||
7.7. Расстройства зрелой личности и поведения у взрослых. | ||||
7.8. Умственная отсталость. | ||||
7.9.Нарушения психологического развития. | ||||
7.10.Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте. | ||||
7.11.Эпилепсия. | ||||
МОДУЛЬ № 8. «ЛЕЧЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ» | 12 | 8 | 4 | |
8.1. Психофармакология. | ||||
8.2. Электросудорожная терапия (ЭСТ). | ||||
8.3. Фототерапия, физиотерапия и экологическая терапия. | ||||
8.4. Инсулинотерапия. | ||||
8.5. Механотерапия и терапия занятостью. | ||||
8.6. Диетическая и гипервитаминная терапия. | ||||
8.7. Пиротерапия и краниогипотермия. | ||||
8.8. Гормонотерапия. | ||||
8.9. Детоксикация. | ||||
8.10. Психохирургия. | ||||
8.11. Лечение депривацией сна и длительным сном. | ||||
МОДУЛЬ № 9. «НЕОТЛОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ В ПСИХИАТРИИ» | 10 | 7 | 3 | |
9.1. Психомоторное возбуждение и агрессивное поведение. | ||||
9.2. Суицидальное поведение. | ||||
9.3. Отказ от еды. | ||||
9.4. Тяжело протекающий делирий. | ||||
9.5. Эпилептический статус. | ||||
9.6. Фибрильная шизофрения. | ||||
9.7. Отравление психофармакологическими средствами. | ||||
9.8. Острые осложнения психофармакотерапии. | ||||
ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ МОДУЛЬ № 4 «НАРКОЛОГИЯ» | ||||
МОДУЛЬ № 10. «ВВЕДЕНИЕ В НАРКОЛОГИЮ» | 9 | 6 | 3 | |
· 10.1. История наркологии | ||||
· 10.2. Общая характеристика болезней зависимости | ||||
10.3. Распространенность наркоманий. | ||||
10.4. Этиологические предпосылки. | ||||
10.5. Патогенетические данные. | ||||
МОДУЛЬ № 11. «ОБЩАЯ НАРКОЛОГИЯ» | 10 | 7 | 3 | |
11.1. Понятие наркоманий | ||||
11.2. Синдромология наркоманий | ||||
11.3. Развитие болезни. | ||||
11.4. Возрастные особенности наркоманий. | ||||
11.4.1. Наркомания в подростково-юношеском возрасте | ||||
11.4.2. Наркомания в возрасте обратного развития | ||||
МОДУЛЬ № 12. «ЧАСТНАЯ НАРКОЛОГИЯ» | 11 | 7 | 4 | |
12.1. Злоупотребление психоделическими веществами | ||||
12.2. Злоупотребление стимулирующими веществами | ||||
12.3. Злоупотребление седативными веществами | ||||
12.4. Кокаиновая наркомания | ||||
12.5. Полинаркомании | ||||
12.6. Тайная наркотическая зависимость. | ||||
12.7. Ятрогенные наркомании | ||||
МОДУЛЬ № 13. «ДИАГНОСТИКА. МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ. РЕАБИЛИТАЦИЯ» | 11 | 7 | 4 | |
13.1 Диагностика наркоманий. | ||||
13.1.1. Диагностика острых психотических состояний при приеме наркотических веществ. | ||||
13.1.2. Диагностика наркотического опьянения. | ||||
13.2.Методы лечения наркоманий. | ||||
13.2.1. Медикаментозное лечение. | ||||
13.2.2.Психотерапевтическое лечение. | ||||
13.3.Реабилитация больных наркоманией. | ||||
ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ МОДУЛЬ № 5 «НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА НАРКОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ. ПРОБЛЕМЫ ЭТИКИ И ДЕОНТОЛОГИИ» | ||||
МОДУЛЬ №14 НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА НАРКОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ. МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА И ДЕОНТОЛОГИЯ В ПСИХИАТРИИ И НАРКОЛОГИИ | 8 | 5 | 3 | |
14.1. Нормативные документы, регламентирующие деятельность наркологической службы | ||||
14.2. Порядок оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия- наркология» | ||||
14.3. Медицинское освидетельствование | ||||
14.4.Краткая история развития этики и деонтологии. | ||||
14.5. Этические проблемы в наркологии. | ||||
14.6. Этико-правовые проблемы современной психиатрии. | ||||
14.7. Моральные конфликты в психиатрии. | ||||
14.8. Нравственные принципы в психиатрии. | ||||
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ | 3 | 3 | Тест | |
ВСЕГО ЧАСОВ | 150 | 100 | 50 |
Обучение по направлению «Наркология (СМП)» позволяет в кратчайшие сроки получить диплом о повышение квалификации. Для отдельных направлений и специальностей предусмотрена выдача дополнительных документов, если это предусмотрено действующими нормативами: сертификаты, книжки и т.д.
Внимание! Принимаются лица от 18 лет. Перечень документов для поступления иностранных граждан уточняйте у сотрудников отдела по организации приема по телефону или через форму обратной связи.