Программа обучения «Неврология» — это курс профессиональной переподготовки для врачей, дающий специалисту возможность как получить новую специальность, так и расширить сферу деятельности. В задачи невролога входят следующие функции:
Курс профессиональной переподготовки по направлению «Неврология» рассчитан на медицинских специалистов, имеющих диплом по одной из основных специальностей («Лечебное дело», «Педиатрия») и окончивших профильную неврологическую ординатуру или имеющих дополнительное профессиональное образование по смежным специальностям.
Основная цель дополнительного курса переподготовки в направлении «Неврология» заключается в получении слушателями новых навыков и компетенций для осуществления самостоятельной профессиональной деятельности врача-невролога в амбулаторных и стационарных условиях.
Обучение проходит заочном формате с возможностью самостоятельного изучения теории и предоставлением слушателям доступа к учебно-методической документации, базе материалов по специальности «Неврология», сведениям об изменениях в медицинском законодательстве, материалам прикладных дисциплин, помогающим подготовиться к выполнению обязанностей в рамках выбранного профессионального направления.
В процессе обучения слушателям доступны консультации менеджеров и методистов в области основ законодательства, общих вопросов организации неврологической помощи, анатомии, эмбриологии, топографической анатомии, патологии периферической, центральной и вегетативной НС, выявления клинических симптомов неврологических заболеваний, методов их диагностики, организации диспансеризации пациентов.
После окончания курса переподготовки, выдается диплом, позволяющий осуществлять профессиональную деятельность в условиях амбулаторий, неврологических клиник.
По окончании обучения, квалифицированный врач-невролог должен знать:
Невролог должен уметь на высочайшем профессиональном уровне:
Специалист в области неврологии может трудоустроиться как в профильную клинику (частную или государственную), так и в неврологическое отделение крупного медицинского комплекса. Также специалисту доступна преподавательская и научная деятельность, проведение семинаров и вебинаров, участие во врачебных комиссиях в качестве консультанта.
Слушатели, успешно завершившие обучение и прошедшие итоговую аттестацию, получают диплом установленного образца о профессиональной переподготовке по направлению «Неврология».
Диплом выдается на основании Лицензии на право ведения образовательной деятельности от 18.11.2021 № 1095Л, выданной Департаментом образования города Москвы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Учебно-тематический план
Наименование разделов |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля |
|
Лекции |
Практика |
|||
Модуль 1. Основы организации здравоохранения |
16 |
12 |
4 |
|
1.1. Социально-биологические аспекты здоровья, предболезни и болезни |
|
|
|
|
1.2. Организационно-правовые основы организации здравоохранения в Российской Федерации |
|
|
|
|
1.3. Основы организации медицинской помощи населению |
|
|
|
|
1.4. Роль страховых организаций в реализации систем социальной защиты |
|
|
|
|
1.5. Основы медицинской этики и деонтологии |
|
|
|
|
Модуль 2. Основы медицинской статистики и математического анализа |
16 |
12 |
4 |
|
2.1. Теоретические основы медицинской статистики |
|
|
|
|
2.2. Статистика в здравоохранении |
|
|
|
|
Модуль 3. Организационно-правовые основы неврологической службы в России |
16 |
12 |
4 |
|
3.1. История развития неврологии в России |
|
|
|
|
3.2. Организационные основы неврологической службы в Российской Федерации |
|
|
|
|
3.3. Врачебная комиссия медицинской организации |
|
|
|
|
3.4. Экспертиза качества медицинской помощи |
|
|
|
|
3.5. Экспертиза временной нетрудоспособности (ЭВН) |
|
|
|
|
3.6. Медико-социальная экспертиза в неврологии |
|
|
|
|
Модуль 4. Анатомия нервной системы |
16 |
12 |
4 |
|
4.1. Эмбриональное и постнатальное развитие головного мозга |
|
|
|
|
4.2. Кости черепа |
|
|
|
|
4.3. Филогенез нервной системы |
|
|
|
|
4.4. Анатомия центральной нервной системы |
|
|
|
|
Модуль 5. Физиология нервной системы |
32 |
24 |
8 |
|
5.1. Вклад нейробиологии в понимание психической деятельности |
|
|
|
|
5.2. Механизм образования условных рефлексов |
|
|
|
|
5.3. Изучение механизмов памяти |
|
|
|
|
5.4. Роль отдельных структур мозга в обеспечении мышления |
|
|
|
|
5.5. Физиология нервной клетки |
|
|
|
|
5.6. Возбуждение и торможение в центральной нервной системе |
|
|
|
|
5.7. Физиология нервного волокна |
|
|
|
|
5.8. Соматические и вегетативные нервные системы |
|
|
|
|
5.9. Физиология боли, роль тахикининов и опиатных рецепторов |
|
|
|
|
5.10. Физиология дыхания |
|
|
|
|
5.11. Интеграция вегетативных, нейроэндокринных и центральных регуляций |
|
|
|
|
5.12. Нейро-гуморальные механизмы в регуляции пищевого поведения. |
|
|
|
|
5.13. Регуляция полового поведения. Половая дифференцировка мозга. |
|
|
|
|
5.14. Терморегуляция |
|
|
|
|
5.15. Функции лимбической системы мозга. |
|
|
|
|
Модуль 6. Семиотика и топическая диагностика заболеваний нервной системы |
24 |
20 |
4 |
|
6.1. Общемозговые и менингеальные симптомы |
|
|
|
|
6.2. Черепно-мозговые нервы |
|
|
|
|
6.3. Двигательная сфера |
|
|
|
|
6.4. Вегетативная нервная система |
|
|
|
|
6.5. Синдромы поражения нервной системы |
|
|
|
|
Модуль 7. Методы исследования в неврологии |
32 |
24 |
8 |
|
7.1. Клинические методы исследования |
|
|
|
|
7.2. Лабораторные и инструментальные методы |
|
|
|
|
Модуль 8. Заболевания периферической нервной системы |
40 |
32 |
8 |
|
8.1. Патофизиологические основы поражений периферической нервной системы |
|
|
|
|
8.2. Полиневропатии |
|
|
|
|
8.3. Плексопатии |
|
|
|
|
8.4. Краниальные невропатии |
|
|
|
|
8.5. Туннельные невропатии |
|
|
|
|
8.6. Острая травма периферических нервов |
|
|
|
|
8.7. Синдромы мышечных лож |
|
|
|
|
8.8. Комплексный регионарный болевой синдром |
|
|
|
|
8.9. Цефалгии и прозопалгии |
|
|
|
|
Модуль 9. Инфекционные и инфекционно-аллергические заболевания центральной нервной системы |
32 |
24 |
8 |
|
9.1. Менингиты, менингоэцефалиты, энцефалиты |
|
|
|
|
9.2. Арахноидиты головного и спинного мозга |
|
|
|
|
9.3. Эпидуриты и пахименингиты головного и спинного мозга |
|
|
|
|
9.4. Миелиты |
|
|
|
|
9.5. Хронические прогрессирующие заболевания нервной системы |
|
|
|
|
Модуль 10. Сосудистые заболевания нервной системы |
32 |
24 |
8 |
|
10.1. Острые нарушения мозгового кровообращения |
|
|
|
|
10.2. Хронические нарушения мозгового кровообращения |
|
|
|
|
10.3. Диагностика нетравматических внутричерепных кровоизлияний методами КТ и МРТ |
|
|
|
|
10.4. Лечение внутримозговых кровоизлияний |
|
|
|
|
10.5. Сосудистые заболевания спинного мозга |
|
|
|
|
Модуль 11. Врожденные аномалии |
32 |
24 |
8 |
|
11.1. Сирингомиелия |
|
|
|
|
11.2. Аномалии головного мозга |
|
|
|
|
11.3. Аномалии спинного мозга |
|
|
|
|
11.4. Аномалии черепа и позвоночника |
|
|
|
|
11.5. Нейрокожные синдромы |
|
|
|
|
11.6. Туберозный склероз |
|
|
|
|
11.7. Синдром Стерджа-Вебера |
|
|
|
|
11.8. Атаксия-телеангиэктазия |
|
|
|
|
11.9. Болезнь Гиппеля-Линдау |
|
|
|
|
11.10. Болезнь Ослера-Рандю-Вебера |
|
|
|
|
11.11. Синдром Клиппеля-Треноне-Вебера |
|
|
|
|
11.12. Гипомеланоз Ито |
|
|
|
|
11.13. Недержание пигмента (синдром Блоха-Сульцбергера) |
|
|
|
|
11.14. Детский церебральный паралич |
|
|
|
|
11.15 Наследственные болезни метаболизма с поражением нервной системы |
|
|
|
|
Модуль 12. Травмы нервной системы |
32 |
24 |
8 |
|
12.1. Черепно-мозговая травма |
|
|
|
|
12.2. Травмы позвоночника и спинного мозга |
|
|
|
|
12.3. Травмы периферической нервной системы |
|
|
|
|
Модуль 13. Опухоли нервной системы |
24 |
20 |
4 |
|
13.1. Опухоли центральной нервной системы |
|
|
|
|
13.2. Опухоли спинного мозга и прилежащих к нему образований |
|
|
|
|
Модуль 14. Дегенеративные и демиелинизирующие заболевания |
32 |
24 |
8 |
|
14.1. Наследственные дегенеративные заболевания с преимущественным поражением базальных ганглиев |
|
|
|
|
14.2. Наследственные дегенеративные заболевания с преимущественным поражением коры головного мозга |
|
|
|
|
14.3. Наследственные дегенеративные заболевания с преимущественным поражением ствола головного мозга, мозжечка и спинного мозга |
|
|
|
|
14.4. Наследственные дегенеративные заболевания с преимущественным поражением белого вещества |
|
|
|
|
14.5. Рассеянный склероз |
|
|
|
|
14.6. Оптиконевромиелит (болезнь Девика) |
|
|
|
|
14.7. Оптикомиелит-ассоциированные расстройства |
|
|
|
|
14.8. Прионные болезни |
|
|
|
|
Модуль 15. Заболевания вегетативной нервной системы |
32 |
24 |
8 |
|
15.1. Катехоламиновые расстройства |
|
|
|
|
15.2. Центральные вегетативные расстройства |
|
|
|
|
15.3. Расстройства ортостатической толерантности |
|
|
|
|
15.4. Периферические вегетативные расстройства |
|
|
|
|
Модуль 16. Психоневрология |
24 |
20 |
4 |
|
16.1. Неврологические аспекты невротических расстройств |
|
|
|
|
16.2. Неврологические аспекты сна и бодрствования |
|
|
|
|
Модуль 17. Соматоневрология |
32 |
24 |
8 |
|
17.1. Неврологические расстройства при заболеваниях сердца |
|
|
|
|
17.2. Неврологические осложнения кардиохирургии |
|
|
|
|
17.3. Неврологические расстройства при болезнях дыхательной системы |
|
|
|
|
17.4. Неврологические расстройства при заболеваниях органов ЖКТ |
|
|
|
|
17.5. Неврологические осложнения диализа |
|
|
|
|
17.6. Неврологические расстройства при эндокринных заболеваниях |
|
|
|
|
17.7. Неврологические расстройства при болезнях соединительной ткани |
|
|
|
|
17.8. Неврологические расстройства при заболеваниях крови |
|
|
|
|
17.9. Неврологические расстройства при злокачественных новообразованиях |
|
|
|
|
17.10. Неврологические расстройства при патологии беременности |
|
|
|
|
17.11. Неврологические расстройства при алкоголизме |
|
|
|
|
Модуль 18. Общие принципы нейрореанимации |
16 |
12 |
4 |
|
18.1. Неврогенные дыхательные нарушения |
|
|
|
|
18.2. Внутричерепная гипертензия |
|
|
|
|
18.3. Основные неотложные состояния и принципы оказания первой неотложной помощи |
|
|
|
|
18.4. Принципы ведения больных и ухода за ними при критических состояниях |
|
|
|
|
Итоговая аттестация |
26 |
|
26 |
Тест |
Итого: |
506 |
368 |
138 |
Обучение по направлению «Неврология» позволяет в кратчайшие сроки получить диплом о профессиональной переподготовке. Для отдельных направлений и специальностей предусмотрена выдача дополнительных документов, если это предусмотрено действующими нормативами: сертификаты, книжки и т.д.
Внимание! Принимаются лица от 18 лет. Перечень документов для поступления иностранных граждан уточняйте у сотрудников отдела по организации приема по телефону или через форму обратной связи.