Программа обучения «Психиатрия-наркология» — курс профессиональной переподготовки для врачей, который позволяет не только освоить специальность, но и дает возможность актуализировать и расширить имеющиеся знания. По окончании обучения психиатр-нарколог с уверенностью должен выполнять должностные обязанности, среди которых:
Целью курса переподготовки по направлению «Психиатрия-наркология» является освоение и совершенствование теории, навыков, касающихся оказания помощи пациентам с диагностированными зависимостями от наркотических веществ, приведшими к устойчивым нарушениям психики.
По окончании обучения, специалист в области психиатрии и наркологии должен знать:
Психиатр-нарколог, успешно завершивший обучение, должен уметь:
Специалист в области психиатрии и наркологии может осуществлять профессиональную деятельность в экспертных центрах, в составе соответствующих комиссий, в клиниках, осуществляющих реабилитацию лиц с зависимостями. Также квалифицированный психиатр-нарколог может делиться опытом и знаниями в вузе или вести научные изыскания в своей профессиональной сфере.
Слушатели, успешно завершившие обучение и прошедшие итоговую аттестацию, получают диплом установленного образца о профессиональной переподготовке по направлению «Психиатрия-наркология».
Диплом выдается на основании Лицензии на право ведения образовательной деятельности от 18.11.2021 № 1095Л, выданной Департаментом образования города Москвы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Учебно-тематический план
Наименование разделов |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля |
|
Лекции |
Самост. раб. |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ МОДУЛЬ № 1. «ФИЗИОЛОГИЯ И БИОХИМИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ» |
||||
МОДУЛЬ № 1. «ФИЗИОЛОГИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ» |
36 |
24 |
12 |
|
1.1. Основы физиологии клетки |
|
|
|
|
1.2. Функции и структура ЦНС |
|
|
|
|
1.3. Основы нейронной теории |
|
|
|
|
1.4. Мембранные механизмы возникновения и проведения электрических сигналов |
|
|
|
|
1.5. Механизм передачи информации в синапсах |
|
|
|
|
1.6. Нейромедиаторы |
|
|
|
|
1.7. Рефлексы |
|
|
|
|
1.8. Эффекторы |
|
|
|
|
1.9. Функциональная специализация коры больших полушарий мозга |
|
|
|
|
1.10. Двигательная функция ЦНС |
|
|
|
|
1.11. Вегетативная функция ЦНС |
|
|
|
|
1.12. Механизм регуляции поведения |
|
|
|
|
1.12.1. Кибернетические принципы гомеостатического регулирования |
|
|
|
|
1.12.2. Гипоталамус – важнейшая мотивационная структура мозга |
|
|
|
|
1.12.3. Лимбическая система мозга |
|
|
|
|
1.12.4. Роль мезолимбической системы в формировании мотиваций |
|
|
|
|
1.12.5. Физиологические механизмы боли |
|
|
|
|
1.12.6. Роль миндалин в образовании мотиваций |
|
|
|
|
1.12.7. Гомеостатическое и поведенческое регулирование температуры тела |
|
|
|
|
1.12.8. Механизмы регуляции пищевого поведения |
|
|
|
|
1.12.9. Питьевое поведение |
|
|
|
|
1.12.10. Половое поведение |
|
|
|
|
МОДУЛЬ № 2. «БИОХИМИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ» |
36 |
24 |
12 |
|
2.1. Характеристика метаболизма и химического состава мозга |
|
|
|
|
2.2. Особенности метаболизма в мозге |
|
|
|
|
2.3. Основные функции нейронов |
|
|
|
|
2.4. Биохимические механизмы памяти |
|
|
|
|
2.5. Особенности метаболизма мозга при гипоксии |
|
|
|
|
2.6. Понятие о гематоэнцефалическом барьере. |
|
|
|
|
МОДУЛЬ №3. « ОСНОВЫ НЕЙРОЭНДОКРИННОЙ РЕГУЛЯЦИИ ФУНКЦИЙ» |
38 |
24 |
14 |
|
3.1. Происхождение, секреция, транспорт и действие гормонов |
|
|
|
|
3.2. Регуляция образования гормонов |
|
|
|
|
3.3. Роль гипоталамуса в регуляции образования гормонов передней доли гипофиза (гипоталамо-аденогипофизарная система) |
|
|
|
|
3.4. Физиологическая роль гормонов аденогипофиза |
|
|
|
|
3.5. Гипоталамус и гормоны нейрогипофиза |
|
|
|
|
3.6. Гормоны мозгового вещества надпочечников и симпатоадреналовая реакция |
|
|
|
|
3.7. Гормоны коры надпочечников |
|
|
|
|
3.8. Гормоны щитовидной железы |
|
|
|
|
3.9. Гормоны поджелудочной железы |
|
|
|
|
3.10. Половые гормоны |
|
|
|
|
3.11. Стресс |
|
|
|
|
ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ МОДУЛЬ № 2. «ИЗБРАННЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ ПСИХИАТРИИ» |
||||
МОДУЛЬ № 4. «ВВЕДЕНИЕ В ПСИХИАТРИЮ» |
36 |
24 |
12 |
|
4.1. История психиатрии |
|
|
|
|
4.2.Стили психиатрической беседы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.5.Соматическое, неврологическое, функциональные и биохимические методы исследования. |
|
|
|
|
МОДУЛЬ № 5. «ОБЩАЯ ПСИХИАТРИЯ» |
36 |
24 |
12 |
|
5.1. Расстройства сознания. |
|
|
|
|
5.2. Расстройства личности. |
|
|
|
|
5.3. Расстройства мышления. |
|
|
|
|
5.4. Расстройства восприятия и воображения. |
|
|
|
|
5.5. Расстройства памяти и внимания. |
|
|
|
|
5.6. Расстройства интеллекта. |
|
|
|
|
5.7. Расстройства эмоций и аффекта. |
|
|
|
|
5.8. Двигательные и волевые расстройства. |
|
|
|
|
МОДУЛЬ № 6. «ЛЕЧЕНИЕ, РЕАБИЛИТАЦИЯ И ОСНОВЫ ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ» |
32 |
22 |
10 |
|
6.1. Биологическая терапия психических расстройств. |
|
|
|
|
6.2. Психотерапия и социотерапия. |
|
|
|
|
6.3. Реабилитация. |
|
|
|
|
6.4. Основы психопрофилактики |
|
|
|
|
ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ МОДУЛЬ № 3. «ВОПРОСЫ ЧАСТНОЙ ПСИХИАТРИИ» |
||||
МОДУЛЬ № 7. «ЧАСТНАЯ ПСИХИАТРИЯ» |
38 |
24 |
14 |
|
7.1.Органические, в том числе симптоматические психические расстройства. |
|
|
|
|
7.2. Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7.5. Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства. |
|
|
|
|
7.6. Поведенческие, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7.10.Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте. |
|
|
|
|
7.11.Эпилепсия. |
|
|
|
|
МОДУЛЬ № 8. «ЛЕЧЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ» |
38 |
24 |
14 |
|
8.1. Психофармакология. |
|
|
|
|
8.2. Электросудорожная терапия (ЭСТ). |
|
|
|
|
8.3. Фототерапия, физиотерапия и экологическая терапия. |
|
|
|
|
8.4. Инсулинотерапия. |
|
|
|
|
8.5. Механотерапия и терапия занятостью. |
|
|
|
|
8.6. Диетическая и гипервитаминная терапия. |
|
|
|
|
8.7. Пиротерапия и краниогипотермия. |
|
|
|
|
8.8. Гормонотерапия. |
|
|
|
|
8.9. Детоксикация. |
|
|
|
|
8.10. Психохирургия. |
|
|
|
|
8.11. Лечение депривацией сна и длительным сном. |
|
|
|
|
МОДУЛЬ № 9. «НЕОТЛОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ В ПСИХИАТРИИ» |
36 |
24 |
12 |
|
9.1. Психомоторное возбуждение и агрессивное поведение. |
|
|
|
|
9.2. Суицидальное поведение. |
|
|
|
|
9.3. Отказ от еды. |
|
|
|
|
9.4. Тяжело протекающий делирий. |
|
|
|
|
9.5. Эпилептический статус. |
|
|
|
|
9.6. Фибрильная шизофрения. |
|
|
|
|
9.7. Отравление психофармакологическими средствами. |
|
|
|
|
9.8. Острые осложнения психофармакотерапии. |
|
|
|
|
ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ МОДУЛЬ № 4 «НАРКОЛОГИЯ» |
||||
МОДУЛЬ № 10. «ВВЕДЕНИЕ В НАРКОЛОГИЮ» |
34 |
24 |
10 |
|
· 10.1. История наркологии |
|
|
|
|
· 10.2. Общая характеристика болезней зависимости |
|
|
|
|
10.3. Распространенность наркоманий. |
|
|
|
|
10.4. Этиологические предпосылки. |
|
|
|
|
10.5. Патогенетические данные. |
|
|
|
|
МОДУЛЬ № 11. «ОБЩАЯ НАРКОЛОГИЯ» |
36 |
26 |
10 |
|
11.1. Понятие наркоманий |
|
|
|
|
11.2. Синдромология наркоманий |
|
|
|
|
11.3. Развитие болезни. |
|
|
|
|
11.4. Возрастные особенности наркоманий. |
|
|
|
|
11.4.1. Наркомания в подростково-юношеском возрасте |
|
|
|
|
11.4.2. Наркомания в возрасте обратного развития |
|
|
|
|
МОДУЛЬ № 12. «ЧАСТНАЯ НАРКОЛОГИЯ» |
36 |
26 |
10 |
|
12.1. Злоупотребление психоделическими веществами |
|
|
|
|
12.2. Злоупотребление стимулирующими веществами |
|
|
|
|
12.3. Злоупотребление седативными веществами |
|
|
|
|
12.4. Кокаиновая наркомания |
|
|
|
|
12.5. Полинаркомании |
|
|
|
|
12.6. Тайная наркотическая зависимость. |
|
|
|
|
12.7. Ятрогенные наркомании |
|
|
|
|
МОДУЛЬ № 13. «ДИАГНОСТИКА. МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ. РЕАБИЛИТАЦИЯ» |
38 |
26 |
12 |
|
13.1 Диагностика наркоманий. |
|
|
|
|
13.1.1. Диагностика острых психотических состояний при приеме наркотических веществ. |
|
|
|
|
13.1.2. Диагностика наркотического опьянения. |
|
|
|
|
13.2.Методы лечения наркоманий. |
|
|
|
|
13.2.1. Медикаментозное лечение. |
|
|
|
|
13.2.2.Психотерапевтическое лечение. |
|
|
|
|
13.3.Реабилитация больных наркоманией. |
|
|
|
|
ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ МОДУЛЬ № 5 «НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА НАРКОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ. ПРОБЛЕМЫ ЭТИКИ И ДЕОНТОЛОГИИ» |
||||
МОДУЛЬ №14 НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА НАРКОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ. МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА И ДЕОНТОЛОГИЯ В ПСИХИАТРИИ И НАРКОЛОГИИ |
30 |
24 |
6 |
|
14.1. Нормативные документы, регламентирующие деятельность наркологической службы |
|
|
|
|
14.2. Порядок оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия- наркология» |
|
|
|
|
14.3. Медицинское освидетельствование |
|
|
|
|
14.4.Краткая история развития этики и деонтологии. |
|
|
|
|
14.5. Этические проблемы в наркологии. |
|
|
|
|
14.6. Этико-правовые проблемы современной психиатрии. |
|
|
|
|
14.7. Моральные конфликты в психиатрии. |
|
|
|
|
14.8. Нравственные принципы в психиатрии. |
|
|
|
|
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ |
6 |
|
6 |
Тест |
ВСЕГО ЧАСОВ |
506 |
340 |
166 |
|
Обучение по направлению «Психиатрия-наркология» позволяет в кратчайшие сроки получить диплом о профессиональной переподготовке. Для отдельных направлений и специальностей предусмотрена выдача дополнительных документов, если это предусмотрено действующими нормативами: сертификаты, книжки и т.д.
Внимание! Принимаются лица от 18 лет. Перечень документов для поступления иностранных граждан уточняйте у сотрудников отдела по организации приема по телефону или через форму обратной связи.