Программа обучения «Лабораторная генетика»представляет собой курс повышения квалификации для врачей, дающий возможность освоить специальность и актуализировать и расширить имеющиеся знания. Специалист-генетик в ходе работы должен выполнять ряд функций, среди которых:
Участие в лабораторных генетических исследования в соответствии со своими должностными обязанностями;
Применение современных диагностических методов в работе;
Использование новейшего оборудования для исследований;
Провеение консультация для смежных медицинских специалистов;
Программа повышения квалификации по направлению «Лабораторная генетика» рассчитана на медицинских специалистов, имеющих диплом по одной из основных специальностей («Лечебное дело», «Педиатрия») и окончивших профильную ординатуру по направлению «Лабораторная генетика», планирующих обновить знания, пройти периодическую аккредитацию и вести деятельность, связанную работой в качестве врача-генетика или руководителя лаборатории.
В задачи, поставленные перед программой повышения квалификации по направлению «Лабораторная генетика» входит ознакомление специалистов с методами выявления на молекулярном, генетическом уровне вероятности риска для здоровья человека, предупреждения развития скрытых патологических состояний для самостоятельного проведения биохимических, генетических исследований, адекватной интерпретации полученных результатов и передачу их узкопрофильным медицинским специалистам.
По завершении обучения, специалист в области лабораторной генетики должен знать:
Основы лабораторной генетики;
Принципы и специфику деятельности и отчетности лабораторной генетической службы;
Эффективные методики постановки диагноза;
Алгоритм оказания медико-генетической помощи населению;
Согласованность действий консультативных кабинетов по медицинской генетике с другими медицинскими учреждениями;
Методические приемы и процедуры мониторинга деятельности.
Врач-лабораторный генетик по завершении обучения должен уметь:
Разрабатывать план обследования пациента;
Проводить необходимые исследования;
Выбирать тактику лечения больного;
Оформлять необходимую медицинскую документацию;
Внедрять современные методики исследований;
Давать рекомендации сотрудникам медицинских отделений.
Специалист высшего звена в области лабораторной генетики имеет широкие возможности для трудоустройства как в государственных, так и в частных лабораториях. Также, квалифицированный генетик может возглавить отделение или лабораторию, вести частную консультативную практику, преподавать или заниматься научными исследованиями.
Слушатели, успешно завершившие обучение и прошедшие итоговую аттестацию, получают удостоверение установленного образца о повышении квалификации по программе «Лабораторная генетика».
Удостоверение выдается на основании Лицензии на право ведения образовательной деятельности от 18.11.2021 № 1095Л, выданной Департаментом образования города Москвы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля |
|
Лекции |
Практи-ка |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ МОДУЛЬ № 1. «ОБЩАЯ ГЕНЕТИКА» |
||||
МОДУЛЬ № 1 «МОЛЕКУЛЯРНЫЕ ОСНОВЫ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ» |
10 |
8 |
2 |
|
1.1. Молекулярная биология |
|
|
|
|
1.2. Нуклеиновые кислоты как генетический материал |
|
|
|
|
1.3. Синтез белка. Транскрипция ДНК |
|
|
|
|
1.4.Генетический код и его свойства |
|
|
|
|
1.5.Уровни организации генетического материала |
|
|
|
|
1.6. Цитоплазматическая наследственность |
|
|
|
|
МОДУЛЬ № 2. «МОЛЕКУЛЯРНЫЕ ОСНОВЫ ИЗМЕНЧИВОСТИ» |
10 |
7 |
3 |
|
2.1.Мутации ДНК |
|
|
|
|
2.2.Репарация ДНК |
|
|
|
|
2.3.Генная инженерия |
|
|
|
|
2.4. Экологическая генетика |
|
|
|
|
МОДУЛЬ №3 «КЛАССИЧЕСКИЙ ГЕНЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ» |
10 |
7 |
3 |
|
3.1. Моногенные различия |
|
|
|
|
3.2. Типы взаимодействия аллелей |
|
|
|
|
3.3. Генеалогический метод |
|
|
|
|
3.4. Типы наследования |
|
|
|
|
3.5. Полигенные различия |
|
|
|
|
3.6. Взаимодействие генов |
|
|
|
|
3.7. Сцепленное наследование |
|
|
|
|
МОДУЛЬ №4 «МОЛЕКУЛЯРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГЕНОМА ЧЕЛОВЕКА» |
10 |
7 |
3 |
|
4.1. Повторяющиеся и уникальные последовательности ДНК |
|
|
|
|
4.2. Композиционная гетерогенность |
|
|
|
|
4.3.Ортология и паралогия |
|
|
|
|
4.4. Геномные базы данных |
|
|
|
|
ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ МОДУЛЬ № 2. «ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОЙ ГЕНЕТИКИ» |
||||
МОДУЛЬ № 5. «ВВЕДЕНИЕ В МЕДИЦИНСКУЮ ГЕНЕТИКУ» |
10 |
6 |
4 |
|
5.1. Наследственные болезни, общая характеристика |
|
|
|
|
5.2. Методы медицинской генетики |
|
|
|
|
5.3. Менделирующие признаки человека |
|
|
|
|
5.4.Актуальные направления генетических исследований |
|
|
|
|
МОДУЛЬ № 6. «ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕНЕТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ» |
10 |
6 |
4 |
|
6.1. Хромосомные болезни |
|
|
|
|
6.2. Аутосомно-доминантные заболевания |
|
|
|
|
6.3. Аутосомно-рецессивные заболевания |
|
|
|
|
6.4. Сцепленные с полом заболевания |
|
|
|
|
6.5. Нетрадиционные типы наследования |
|
|
|
|
6.6. Наследственные нарушения умственного и физического развития |
|
|
|
|
МОДУЛЬ № 7. «ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ГЕНЕТИКИ» |
10 |
7 |
3 |
|
7.1. Примеры биохимической классификации моногенных заболеваний |
|
|
|
|
7.2. Генетический контроль предрасположенности к мультифакториальной патологии |
|
|
|
|
7.3. Фармакогенетика |
|
|
|
|
7.4. Генетические основы канцерогенеза |
|
|
|
|
7.5. Врожденные пороки развития |
|
|
|
|
7.6.Анализ ДНК в криминалистике |
|
|
|
|
7.7.Экологическая генетика |
|
|
|
|
ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ МОДУЛЬ № 3. «ОСНОВЫ ЛАБОРАТОРНОЙ ГЕНЕТИКИ» |
||||
МОДУЛЬ № 8. «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ГЕНОМНЫХ И ХРОМОСОМНЫХ МУТАЦИЙ В ГАМЕТОГЕНЕЗЕ И ЭМБРИОГЕНЕЗЕ ЧЕЛОВЕКА» |
10 |
6 |
4 |
|
8.1. Методы исследования сперматогенеза |
|
|
|
|
8.2. Методы исследования оогенеза |
|
|
|
|
8.3. Методы исследования хромосом в раннем эмбриогенезе |
|
|
|
|
8.4. Методы исследования хромосом в постимплантационном периоде |
|
|
|
|
8.5.Принципы изучения генеза хромосомных аномалий в постимплантационном и постнатальном периодах онтогенеза |
|
|
|
|
МОДУЛЬ № 9. «ПРЕНАТАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ХРОМОСОМНЫХ БОЛЕЗНЕЙ» |
10 |
6 |
4 |
|
9.1. Скринирующие методы исследования состояния плода |
|
|
|
|
9.2. Принципы и методы диагностики хромосомных болезней |
|
|
|
|
9.3.Эффективность пренатальной диагностики |
|
|
|
|
9.4.Пренатальная диагностика в III триместре беременности |
|
|
|
|
9.5.Современные направления в пренатальной диагностике |
|
|
|
|
МОДУЛЬ № 10. «ДНК-ДИАГНОСТИКА И ДНК-ТИПИРОВАНИЕ» |
10 |
7 |
3 |
|
10.1. ДНК-диагностика наследственных и приобретенных заболеваний |
|
|
|
|
10.2. ДНК-типирование |
|
|
|
|
10.3. Микроматрицы и микрочипы ДНК |
|
|
|
|
10.4. Основные подходы к картированию генома человека |
|
|
|
|
МОДУЛЬ № 11. «МЕТОДЫ ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА» |
10 |
7 |
3 |
|
11.1.Методы приготовления препаратов хромосом |
|
|
|
|
11.2. Методы анализа неокрашенных и равномерно окрашенных хромосом |
|
|
|
|
11.3. Методы дифференциальной окраски хромосом |
|
|
|
|
11.4. Специальные методы цитогенетического анализа |
|
|
|
|
11.5. Флуоресцентная гибридизация in situ (FISH) |
|
|
|
|
11.6. Методы исследования функционального состояния хромосомных районов |
|
|
|
|
11.7. Прописи буферных растворов для цитогенетических исследований |
|
|
|
|
МОДУЛЬ №12 «СЕКВЕНИРОВАНИЕ ДНК» |
10 |
8 |
2 |
|
12.1.Определение нуклеотидной последовательности или секвенирование ДНК |
|
|
|
|
12.2. Новые технологии секвенирования ДНК |
|
|
|
|
12.3.Определение количества кольцевых ДНК Т-клеточного рецептора человека методом ПЦР в реальном времени |
|
|
|
|
12.4. Выравнивание секвенированных последовательностей. Определение однонуклеотидных замен, делеций и вставок |
|
|
|
|
12.5.Новые технологии секвенирования ДНК (оборудование и этапы секвенирования в схемах) |
|
|
|
|
ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ МОДУЛЬ № 4. «ПРИНЦИПЫ ПРОФИЛАКТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ НАСЛЕДСТВЕННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ» |
||||
МОДУЛЬ №13 «ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОФИЛАКТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ НАСЛЕДСТВЕННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ» |
12 |
9 |
3 |
|
13.1. Лечение больных с врожденной и наследственной патологией |
|
|
|
|
13.2. Генотерапия наследственных и приобретенных заболеваний |
|
|
|
|
13.3. Массовый и селективный скрининг наследственных болезней обмена веществ |
|
|
|
|
13.4. Диетотерапия наследственных заболеваний |
|
|
|
|
13.5. Методы медикаментозной терапии наследственных болезней. |
|
|
|
|
13.6. Хирургическая коррекция врожденных и наследственных дефектов. |
|
|
|
|
13.7. Медико-генетическое консультирование. |
|
|
|
|
МОДУЛЬ № 14«ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИКО-ГЕНЕТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ» |
10 |
8 |
2 |
|
14.1. Организация и принципы оказания медико-генетической помощи детям в России |
|
|
|
|
14.2. Этические и социальные проблемы клинической генетики. |
|
|
|
|
14.3. Генетическая безопасность |
|
|
|
|
Итоговая аттестация |
8 |
|
8 |
Тестирова-ние |
Всего |
150 |
99 |
51 |
|
Обучение по направлению «Лабораторная генетика» позволяет в кратчайшие сроки получить диплом о повышение квалификации. Для отдельных направлений и специальностей предусмотрена выдача дополнительных документов, если это предусмотрено действующими нормативами: сертификаты, книжки и т.д.
Внимание! Принимаются лица от 18 лет. Перечень документов для поступления иностранных граждан уточняйте у сотрудников отдела по организации приема по телефону или через форму обратной связи.