Программа обучения «Лабораторное дело» представляет собой курс профессиональной переподготовки для среднего медицинского персонала, который позволяет не только освоить специальность, но и дает возможность актуализировать и расширить имеющиеся знания. В ходе профессиональной деятельности, медработник данной специальности обязан:
Курс профессиональной переподготовки по направлению «Лабораторное дело» рассчитан на медицинских специалистов, имеющих диплом средне-профессионального учебного заведения по одной из основных специальностей (медико-профилактическое дело и лабораторная диагностика), планирующих сменить общую практическую специализацию или совмещать смежные специальности.
Задача переподготовки по направлению «Лабораторное дело» - формирование у слушателей глубоких познаний, касающихся лабораторной диагностики и проведения научно-технологических исследований, экспериментов и измерений, способов использования их на практике в условиях медучреждений, отдельных лабораторий.
Обучающий курс переподготовки разработан в соответствии с действующей законодательной базой, профессиональными стандартами, при участии ведущих преподавателей образовательного центра. Она реализуется с применением новейших технологий образования в дистанционном режиме. Методический материал, учебную литературу, семинары, практикумы и лекции доступны для самостоятельного изучения в удаленном формате. Учебная программа включает освоение способов организации работы лаборатории, методик проведения исследований, правил безопасности при осуществлении лабораторных мероприятий. Перед получением документа о профессиональной переподготовке необходимо сдать итоговый онлайн-тест.
По окончании обучения, медик-лаборант должен знать:
Лаборант также должен уметь:
Квалифицированный лаборант имеет широкие возможности для профессиональной реализации как в государственных, так и в частных лабораториях. Также, получив высшее образование, может возглавить отделение или лабораторию, вести частную консультативную практику, преподавать или заниматься наукой.
Слушатели, успешно завершившие обучение и прошедшие итоговую аттестацию, получают диплом установленного образца о профессиональной переподготовке по направлению «Лабораторное дело (СМП)».
Диплом выдается на основании Лицензии на право ведения образовательной деятельности от 18.11.2021 № 1095Л, выданной Департаментом образования города Москвы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Наименование разделов и дисциплин |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля |
|
Лекции |
Самост. занятия |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Модуль 1. Основы здравоохранения в РФ. Организация лабораторной службы. Принципы организации выполнения исследований в диагностической лаборатории |
35 |
10 |
25 |
зачет |
1.1. |
Основы здравоохранения в РФ. |
|
|
|
|
1.2. |
Основы организации лабораторной службы |
||||
1.3. |
Обязанности и роль среднего медицинского персонала в выполнении клинико-лабораторных исследований |
||||
1.4. |
Техника безопасности при работе в лаборатории. Противопожарная безопасность |
||||
1.5. |
Основные принципы осуществления производственной деятельности сотрудников лаборатории. Лабораторная документация |
||||
2. |
Модуль 2. Устройство и оборудование клинико-диагностической лаборатории |
35 |
16 |
19 |
зачет |
2.1. |
Санитарно-гигиенические требования к клинико-диагностической лаборатории |
|
|
|
|
2.2. |
Санитарно-эпидемиологический режим и требования к его выполнению в клинико-диагностической лаборатории лечебно-профилактического учреждения |
||||
2.3. |
Оборудование клинико-диагностической лаборатории |
||||
2.4. |
Лабораторная посуда. |
||||
2.5. |
Химические реактивы |
||||
2.6. |
Электронагревательные приборы |
||||
2.7. |
Весы и взвешивание |
||||
2.8. |
Растворы |
||||
3. |
Модуль 3 Основные технологии лабораторного исследования |
66 |
36 |
30 |
зачет |
3.1. |
Технологии выполнения весового, объемного и газового анализа |
|
|
|
|
3.2. |
Оптические методы количественного анализа |
||||
3.3. |
Электрохимический анализ |
||||
3.4. |
Технологии фракционирования компонентов биологических жидкостей и тканей |
||||
3.5. |
Иммуноферментный анализ |
||||
3.6. |
Иммунофлуоресцентный анализ и проточная цитофлуориметрия |
||||
3.7. |
Молекулярно-биологический анализ на основе полимеразной цепной реакции (ПЦР-технология) |
||||
3.8. |
Оценка результатов и качества выполнения клинико-лабораторного исследования |
||||
3.9. |
Обозначения размерностей показателей лабораторных тестов. Международная система единиц (СИ) в клинической лабораторной диагностике |
||||
3.10. |
Условия, правила и техника взятия биологического материала на исследование |
||||
4. |
Оборудование для выполнения автоматизированных лабораторных исследований |
35 |
12 |
23 |
зачет |
4.1. |
Современные технологии и анализаторы для выполнения лабораторных исследований в полуавтоматическом и автоматическом режимах |
|
|
|
|
4.2. |
Выполнение экстренных мануальных и автоматизированных клинических лабораторных исследований |
||||
4.3. |
Гематологические исследования с использованием автоматизированных устройств |
||||
4.4. |
Системы компьютерного анализа изображения клеток |
||||
4.5. |
Автоматизированное исследование мочи |
||||
4.6. |
Микроскоп и техника микроскопирования |
||||
5. |
Гематологические исследования |
35 |
18 |
17 |
тестовый контроль |
5.1. |
Гемобластозы |
|
|
|
|
5.2. |
Анемии |
||||
5.3. |
Изменения крови и костного мозга |
||||
6. |
Общеклинические исследования |
35 |
12 |
23 |
тестовый контроль |
6.1. |
Заболевания бронхо-легочной системы |
|
|
|
|
6.2. |
Заболевания органов пищеварительной системы |
||||
6.3. |
Заболевания органов мочевыделительной системы |
||||
6.4. |
Заболевания женских половых органов |
||||
6.5. |
Заболевания мужских половых органов |
||||
6.6. |
Заболевания центральной нервной системы |
||||
7. |
Цитологические исследования |
35 |
22 |
13 |
зачет |
7.1. |
Воспаление |
|
|
|
|
7.2. |
Компенсаторно-приспособительные процессы. Регенерация |
||||
7.3. |
Новообразования органов дыхания |
||||
7.4. |
Новообразования органов пищеварительной системы |
||||
7.5. |
Новообразования органов мочевыделительной системы |
||||
7.6. |
Новообразования молочной железы |
||||
7.7. |
Новообразования женских половых органов |
||||
7.8. |
Новообразования серозных оболочек |
||||
7.9. |
Новообразования и другие патологические процессы в лимфатических узлах |
||||
7.10. |
Иммуноцитохимические исследования |
||||
7.11. |
Компьютерные программы в цитологической диагностике |
||||
8. |
Биохимические исследования. Основные методы исследования состава биологических жидкостей |
35 |
20 |
15 |
тестовый контроль |
8.1. |
Биохимические методы исследования |
|
|
|
|
8.2. |
Основы биохимии и патохимии белков и аминокислот |
||||
8.3. |
Энзимология |
||||
8.4. |
Биохимия и патохимия углеводов |
||||
8.5. |
Биохимия и патохимия липидов |
||||
8.6. |
Биологически активные вещества |
||||
8.7. |
Биохимические основы гормональной регуляции в норме и патологии |
||||
8.8. |
Биохимия витаминов |
||||
8.9. |
Биоэнергетика. Химия и патохимия водно-электролитного обмена и основы КОС |
||||
8.10. |
Обмен порфиринов и желчных пигментов |
||||
9. |
Лабораторные исследования системы гемостаза |
35 |
18 |
17 |
зачет |
9.1. |
Современные представления о гемостазе |
|
|
|
|
9.2. |
Методы исследования системы гемостаза |
||||
9.3. |
Нарушения системы гемостаза |
||||
10. |
Иммунологические исследования |
35 |
12 |
23 |
зачет |
10.1. |
Введение в иммунологию |
|
|
|
|
10.2. |
Функциональная организация иммунной системы |
||||
10.3. |
Клиническое значение исследования клеточных и гуморальных факторов иммунной системы |
||||
10.4. |
Наследственные, врожденные и приобретенные иммунодефицитные состояния |
||||
10.5. |
Антигены и антитела системы крови |
||||
10.6. |
Аллергические заболевания |
||||
11. |
Медико-генетические исследования |
35 |
22 |
13 |
зачет |
11.1. |
Молекулярные основы наследственности |
|
|
|
|
11.2. |
Цитологические основы наследственности |
||||
11.3. |
Гены и признаки |
||||
11.4. |
Изменчивость |
||||
11.5. |
Методы генетики человека |
||||
11.6. |
Хромосомные болезни |
||||
11.7. |
Моногенные формы наследственных болезней (патогенез, клиника, диагностика, частота в популяции) |
||||
11.8. |
Болезни с наследственным предрасположением |
||||
11.9. |
Цитогенетические методы диагностики хромосомных болезней |
||||
11.10. |
Биохимические методы диагностики наследственных болезней |
||||
11.11. |
Молекулярно-генетические методы диагностики наследственных болезней |
||||
12. |
Лабораторная диагностика кожных и венерических болезней |
35 |
20 |
15 |
зачет |
12.1. |
Неинфекционные дерматозы |
|
|
|
|
12.2. |
Инфекционные и паразитарные дерматозы |
||||
12.3. |
Микозы |
||||
12.4. |
Сифилис |
||||
12.5. |
Гонорея |
||||
12.6. |
Микрофлора урогенитального тракта |
||||
12.7. |
Урогенитальный трихомониаз |
||||
12.8. |
Урогенитальный хламидиоз |
||||
12.9. |
Урогенитальный кандидоз |
||||
12.10. |
Вирусные инфекции |
||||
13. |
Лабораторная диагностика паразитарных болезней |
35 |
18 |
17 |
зачет |
13.1. |
Малярия |
|
|
|
|
13.2. |
Кишечные протозоозы |
||||
13.3. |
Гельминтозы |
||||
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО КУРСУ |
16 |
|
|
16 |
|
Всего часов: |
502 |
236 |
250 |
16 |
Обучение по направлению «Лабораторное дело (СМП)» позволяет в кратчайшие сроки получить диплом о профессиональной переподготовке. Для отдельных направлений и специальностей предусмотрена выдача дополнительных документов, если это предусмотрено действующими нормативами: сертификаты, книжки и т.д.
Внимание! Принимаются лица от 18 лет. Перечень документов для поступления иностранных граждан уточняйте у сотрудников отдела по организации приема по телефону или через форму обратной связи.