Учебная программа «Функциональная диагностика» представляет собой курс повышения квалификации для среднего медицинского персонала, который позволяет не только получить необходимую специализацию, но и дает возможность актуализировать и расширить имеющиеся знания. В ходе профессиональной деятельности, медработник данной специальности:
Осуществляет функциональные диагностические мероприятия;
Подготавливает диагностическое и вспомогательное оборудование к использованию;
Контролирует сохранностью и надежность оборудования, необходимый ремонт и списание;
Регистрирует пациентов по установленным формам учета;
Исправляет элементарные неисправности в работе устройств.
В ходе разработки программы повышения квалификации по выбранной специализации учитывались все стандарты и требования ФГОС.
Слушатели получают доступ к учебно-методическим материалам, видеотрансляциям лекционного материала, методическим пособиям и иным источникам профильных знаний, благодаря которым они глубоко изучают методы исследований и оценки функционирования внутренних органов, выявления дефектов, патологий и аномалий, посредством функциональной диагностики, а также методики ассистирования врачу. По окончанию курса предусмотрено итоговое тестирование, при успешной сдаче которого выдается удостоверение установленного образца.
По окончании обучения, медсестра кабинета функциональной диагностики должна знать:
Способы получения электрокардиограмм, фонограмм, электроэнцефалограмм и т.д.;
Методы исследования с функциональными образцами;
Теоретические положения и методы функциональной диагностики.;
Виды оборудования, его структуру, принципы эксплуатации и правила безопасной эксплуатации;
Правила оформления медицинских документов.
Медицинская сестра данного направления также должна уметь:
Осуществлять основные методы функциональной диагностики;
Подготавливать пациентов к обследованию;
обрабатывать фотобумагу и фотопленку для обследования, выполнять необходимые расчеты и измерения на пленках;
Оказывать первую помощь при травматических ситуациях;
Медсестра отделения функциональный диагностики имеет широкий выбор мест работы, от профильного медцентра до отделения многофункциональной клиники. При регулярном повышении квалификации существует возможность карьерного роста путем присвоения более высокой категории.
Слушатели, успешно завершившие обучение и прошедшие итоговую аттестацию, получают удостоверение установленного образца о повышении квалификации по программе «Функциональная диагностика (СМП)».
Удостоверение выдается на основании Лицензии на право ведения образовательной деятельности от 18.11.2021 № 1095Л, выданной Департаментом образования города Москвы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Наименование разделов и дисциплин
|
Всего часов | В том числе | Форма контроля | |
Лекции | Практика | ||||
1. | Модуль 1. Система и политика здравоохранения в РФ. Организация работы отделения функциональной диагностики. | 10 | 7 | 3 | Зачет |
| 1.1.Система и политика здравоохранения в РФ. |
|
|
|
|
| 1.2.Организация подразделений службы функциональной диагностики. |
|
|
|
|
| 1.3.Инструкция по разработке расчетных норм времени при внедрении новой аппаратуры или новых видов исследований |
|
|
|
|
| 1.4. Основные требования к делопроизводству (ведение медицинской документации и архива) |
|
|
|
|
| 1.5.Диагностическое оборудование. Техническое обслуживание и метрологическая проверка аппаратуры. |
|
|
|
|
| 1.6.Должностная инструкция медицинской сестры функциональной диагностики |
|
|
|
|
| 1.7. Правила проведения функциональных исследований |
|
|
|
|
| 1.8. Этика и деонтология медицинской сестры |
|
|
|
|
2. | Модуль 2. Фундаментальные дисциплины | 18 | 12 | 6 | Зачет |
| Тема 2.1. Клиническая физиология сердечно-сосудистой системы. |
|
|
|
|
| 2.1.1.Строение сердечно-сосудистой системы. |
|
|
|
|
| 2.1.2.Гомеостаз и сердечно-сосудистая система |
|
|
|
|
| 2.1.3.Морфологическая характеристика сердца |
|
|
|
|
| 2.1.4.Кровеносная система |
|
|
|
|
| Тема 2.2. Клиническая физиология дыхательной системы |
|
|
| Зачет |
| 2.2.1.Физиология дыхания. Внешнее дыхание. |
|
|
|
|
| 2.2.2.Транспорт газа кровью. Регуляция дыхания. Дыхание в измененных условиях окружающей среды |
|
|
|
|
| 2.2.3.Регуляция дыхания. Функциональное назначение регуляции дыхания и основные принципы регуляции. |
|
|
|
|
| 2.2.4.Особенности системы дыхания стареющего организма |
|
|
|
|
| Тема 3. Клиническая физиология нервной системы. |
|
|
| Зачет |
| 2.3.1.Физиология центральной нервной системы |
|
|
|
|
| 2.3.2.Частная физиология ЦНС |
|
|
|
|
3. | Модуль 3. Электрокардиография | 20 | 14 | 6 | Зачет |
| Тема 3.1. Клиническая электрокардиография Классификация ЭКГ аппаратуры. Влияние технических факторов на диагностические заключения. |
|
|
|
|
| 3.1.1. Клиническая электрокардиография |
|
|
|
|
| 3.1.2.Типы электрокардиографов и принцип их устройства. Классификация |
|
|
|
|
| 3.1.3.Влияние технических факторов на диагностические заключения. |
|
|
|
|
| 3.1.4.Общие правила регистрации ЭКГ |
|
|
|
|
| Тема 3.2. Электрокардиографические отведения. ЭКГ в норме и патологии. |
|
|
| Зачет |
| 3.2.1.Электрокардиографические отведения |
|
|
|
|
| 3.2.2.Физический принцип формирования ЭКГ |
|
|
|
|
| 3.2.3.Нормальная ЭКГ |
|
|
|
|
| 3.2.4.Анализ ЭКГ. Оценка техники записи ЭКГ. Скорость движения ленты |
|
|
|
|
| 3.2.5.ЭКГ при гипертрофии правого предсердия и гипертрофии левого предсердия |
|
|
|
|
| 3.2.6.ЭКГ при гипертрофии левого желудочка |
|
|
|
|
| 3.2.7.ЭКГ при гипертрофии правого желудочка и комбинированной гипертрофии желудочков |
|
|
|
|
| 3.2.8.ЭКГ при хронической ишемической болезни сердца |
|
|
|
|
| 3.2.9.ЭКГ при остром коронарном синдроме |
|
|
|
|
| 3.2.10.Нарушения ритма сердца |
|
|
|
|
| 3.2.11.Внутрижелудочковые блокады. |
|
|
|
|
| Тема 3.3. Суточное (холтеровское) мониторирование ЭКГ |
|
|
| Зачет |
| 3.3.1.Определение метода и используемая терминология |
|
|
|
|
| 3.3.2.Оборудование |
|
|
|
|
| 3.3.3.Общие технические требования к оборудованию |
|
|
|
|
| 3.3.4.Методика холтеровского мониторирования ЭКГ |
|
|
|
|
| 3.3.5.Артефакты и ошибки при трактовке ХМ |
|
|
|
|
| 3.3.6.Диагностические преимущества многосуточного холтеровского мониторирования электрокардиограммы перед стандартным 24-часовым исследованием |
|
|
|
|
| 3.3.7.Холтеровское мониторирование в оценке возможных аритмогенных симптомов |
|
|
|
|
| 3.3.8. Стресс-эхокардиография |
|
|
|
|
| Тема 3.4. Суточное мониторирование артериального давления |
|
|
| Зачет |
| 3.4.1.История создания неинвазивных методов измерения артериального давления |
|
|
|
|
| 3.4.2.Клинические показания для проведения СМАД |
|
|
|
|
| 3.4.3.Методика проведения СМАД |
|
|
|
|
| 3.4.4.Анализ и оценка показателей СМАД |
|
|
|
|
| 3.4.5.Формирование заключения |
|
|
|
|
| 3.4.6.Клиническое применение СМАД |
|
|
|
|
| Тема 3.5. Клиническая эхокардиография |
|
|
|
|
| 3.5.1.Введение |
|
|
|
|
| 3.5.2.Позиции ультразвукового датчика при эхокардиографии |
|
|
|
|
| 3.5.3.Организация проведения эхокардиографии |
|
|
|
|
| 3.5.4.ЭхоКГ при пороках сердца |
|
|
|
|
| 3.5.5.ЭхоКГ при ишемической болезни сердца |
|
|
|
|
| 3.5.6.ЭхоКГ при артериальной гипертензии |
|
|
|
|
| 3.5.7.Эхокардиография при заболеваниях перикарда |
|
|
|
|
| 3.5.8.Эхокардиография при внутрисердечных образованиях |
|
|
|
|
| 3.5.9.Эхокардиография при поражениях эндокарда |
|
|
|
|
| Тема 3.6.Функциональные нагрузочные пробы |
|
|
|
|
| 3.6.1.Определение и классификация функциональных проб |
|
|
|
|
| 3.6.2.Функциональные пробы с применением дозированных физических нагрузок |
|
|
|
|
| 3.6.3.Оценка результатов функциональных проб |
|
|
|
|
| 3.6.4.Методика проведения ФН |
|
|
|
|
| 3.6.5.Обеспечение безопасности нагрузочных проб ЭКГ контроль при проведении ФП |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
| 3.6.7.Оценка результатов функциональных проб |
|
|
|
|
| 3.6.8. Медикаментозные (фармакологические) внутривенные пробы |
|
|
|
|
| 3.6.9.Выбор пробы с физической нагрузкой у больных с ХСН |
|
|
|
|
| Тема 3.7.ЭКГ при синкопальных состояниях |
|
|
|
|
| 3.7.1.Классификация синкопальных состояний |
|
|
|
|
| 3.7.2.Этиология и патогенез синкопальных состояний |
|
|
|
|
| 3.7.3.Клинические проявления синкопальных состояний |
|
|
|
|
| 3.7.4.Методы диагностики и объективизации синкопальных состояний |
|
|
|
|
| 3.7.5.Общая характеристика кардиогенных обмороков |
|
|
|
|
| 3.7.6.Синкопальные состояния при отдельных формах сердечной патологии |
|
|
|
|
| Тема 3.8. Особенности ЭКГ в педиатрии. Спортивное сердце |
|
|
|
|
| 3.8.1.Особенности сердечного ритма у детей |
|
|
|
|
| 3.8.2.Особенности ЭКГ в различных возрастных периодах детства |
|
|
|
|
| 3.8.3 Спортивное сердце |
|
|
|
|
4. | Модуль 4. Методы оценки состояния сосудов и микроциркуляции | 20 | 14 | 6 | Зачет |
| Тема 4.1. Ультразвуковые технологии в клинической практике |
|
|
|
|
| 4.1.1.Эффект Допплера |
|
|
|
|
| 4.1.2.Основные критерии оценки допплеровской информации |
|
|
|
|
| 4.1.3.Ограничения допплеровского метода |
|
|
|
|
| 4.1.4.Допплеровские системы с двухмерной визуализацией |
|
|
|
|
| 4.1.5.Системы с цветовым картированием потоков |
|
|
|
|
| 4.1.6.Вопросы безопасности при использовании ультразвуковой допплеровской аппаратуры |
|
|
|
|
| Тема 4.2. Методы исследования артериального и венозного отделов системы кровообращения |
|
|
|
|
| 4.2.1.Кровяное давление |
|
|
|
|
| 4.2.2.Артериальный пульс. Методы его исследования. |
|
|
|
|
| 4.2.3.Венозное давление. Факторы, определяющие уровень центрального венозного давления. |
|
|
|
|
| 4.2.4.Осциллография. Тахиосциллография. |
|
|
|
|
| Тема 4.3.Дуплексное сканирование экстракраниального отдела брахиоцефальных сосудов |
|
|
|
|
| 4.3.1. Нормальная анатомия экстракраниального отдела брахиоцефальных артерий |
|
|
|
|
| 4.3.2.Дуплексное сканирование сонных артерий |
|
|
|
|
| 4.3.2.Дуплексное сканирование позвоночных и подключичных артерий |
|
|
|
|
| 4.3.3.Дуплексное сканирование артерий нижних конечностей |
|
|
|
|
5. | Модуль 5. Функциональная диагностика заболеваний органов дыхания. | 18 | 12 | 6 | Зачет |
| Тема 5.1. Исследование функции дыхания 5.1.1.Спирометрия 5.1.2.Бронходилатирующий тест 5.1.3.Бронхоконстрикторные пробы 5.1.4.Импульсная осциллометрия 5.1.5.Бодиплетизмография 5.1.6.Капнометрия 5.1.7.Пульсоксиметрия 5.1.8.Исследование газов крови и кислотно-щелочного равновесия Тема 5.2.Современные методы исследования функции внешнего дыхания в педиатрии Тема 5.3.Острая дыхательная (респираторная) недостаточность (ОДН) |
|
|
|
|
6. | Модуль 6. Функциональная диагностика центральной и периферической нервной системы. | 18 | 12 | 6 | Зачет |
| Тема 6.1. Области применения ЭЭГ. Методы анализа ЭЭГ. ЭЭГ здорового человека. Возрастные особенности. |
|
|
|
|
| Тема 6.2. ЭЭГ при опухолях мозга. ЭЭГ при сосудистых заболеваниях мозга. ЭЭГ при каротидно-карвенозных соустьях ЭЭГ при черепно-мозговой травме. ЭЭГ при воспалительных и паразитарных заболеваниях мозга. ЭЭГ при эпилепсии. ЭЭГ- видеомониторинг. |
|
|
|
|
| Тема 6.3. Эхоэнцефалография (ЭхоЭГ) |
|
|
|
|
| 6.3.1.Введение. История метода |
|
|
|
|
| 6.3.2.Сущность метода |
|
|
|
|
| 6.3.3.Область применения и основные изменения при поражениях головного мозга |
|
|
|
|
7. | Модуль 7. Инфекционная безопасность и инфекционный контроль в ЛПУ | 16 | 12 | 4 | Зачет |
| Тема 7.1. Внутрибольничные инфекции. |
|
|
|
|
| Тема 7.2. Общие требования к организации профилактических и противоэпидемических мероприятий |
|
|
|
|
| Тема 7.3.Требования к условиям труда медицинского персонала |
|
|
|
|
| Тема 7.4.Организация дезинфекционных и стерилизационных мероприятий в организациях, осуществляющих медицинскую деятельность |
|
|
|
|
| Тема 7.5.Дезинфекция |
|
|
|
|
| Тема 7.6. Стерилизация |
|
|
|
|
| Тема 7.7. Асептика. Антисептика. |
|
|
|
|
| Тема7.8. Мероприятия проводимые при возникновении аварийных ситуаций в ЛПУ |
|
|
|
|
8. | Модуль 8. Техника безопасности при работе с медицинской аппаратурой | 12 | 8 | 4 | Зачет |
| Тема 8.1.Основы техники безопасности в кабинете функциональной диагностики |
|
|
|
|
| Тема 8.2. Основы санитарно-противоэпидемического режима в кабинете функциональной диагностики |
|
|
|
|
9. | Модуль 9. Правила и приемы оказания неотложной помощи на догоспитальном этапе. | 14 | 9 | 5 | Зачет |
| Тема 9.1.Алгоритм оказания доврачебной помощи при гипертоническом кризе |
|
|
|
|
| Тема 9.2.Алгоритм оказания доврачебной помощи при стенокардии |
|
|
|
|
| Тема 9.3.Алгоритм оказания доврачебной помощи при инфаркте миокарда |
|
|
|
|
| Тема 9.4.Алгоритм оказания доврачебной помощи при кардиогенном шоке |
|
|
|
|
| Тема 9.5.Алгоритм оказания доврачебной помощи при гипогликемической коме |
|
|
|
|
| Тема 9.6.Алгоритм оказания доврачебной помощи при гипергликемической коме |
|
|
|
|
| Тема 9.7.Алгоритм оказания доврачебной помощи при анафилактическом шоке |
|
|
|
|
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО КУРСУ | 4 |
|
| тест | |
Всего часов: | 150 | 100 | 46 | 4 |
Обучение по направлению «Функциональная диагностика (СМП)» позволяет в кратчайшие сроки получить диплом о повышение квалификации. Для отдельных направлений и специальностей предусмотрена выдача дополнительных документов, если это предусмотрено действующими нормативами: сертификаты, книжки и т.д.
Внимание! Принимаются лица от 18 лет. Перечень документов для поступления иностранных граждан уточняйте у сотрудников отдела по организации приема по телефону или через форму обратной связи.